Начало см. здесь. 4 На позднем этапе своего существования куро-аракская культура стала современницей другой, весьма интересной и своеобразной археологической культуры Кавказа – майкопской. Ареал распространения майкопской культуры довольно широк – от Таманского полуострова на северо-западе вплоть до западных районов Чечни на юго-востоке, а местами даже до границ Дагестана без захода в горные районы края [66, c. 199]. Наибольшая концентрация майкопских памятников и наиболее древние из них открыты в Прикубанье, в бассейнах притоков Кубани – Белой и Фарса [66, c. 200]. Древнейшие памятники этой культуры не имеют аналогов на территории Чечни и Ингушетии, где встретились и частично смешались куро-аракские и майкопские племена. Это является убедительным свидетельством поэтапного продвижения майкопцев с запада на восток [66, c. 200-201]. По общепризнанной периодизации наиболее древние памятники майкопской культуры относятся к середине III тыс. до н.э. (Майкопский курган – 2500-2400 гг. до н.э.), а наиболее поздние – к концу III тыс. до н.э. (Новосвободненские дольмены – 2300-2000 гг. до н.э.) [7, c. 43-44]. Однако, как отмечает Р.Ж. Бетрозов, «нельзя исключать того, что… наиболее ранние памятники (майкопской культуры. – Авт.) могут относиться к первой половине III тыс. до н.э., а позднейшие – к началу II тыс. до н.э.» [7, c. 44]. С использованием радиокарбонных датировок ученые ныне значительно удревняют время существования майкопской культуры и относят ее к периоду второй половины IV – началу III тыс. до н.э. [79, с. 111]. По мнению Я.А. Федорова, майкопскую культуру создали предки адыгских народов (адыгейцы, черкесы, кабардинцы и др.), а далеких предков абхазов он считал создателями дольменной культуры, которая входила в зону майкопской [91, c. 29-30]. Своеобразным выглядит мнение В.А. Сафронова, который роль создателей майкопской культуры отводит каким-то пришлым племенам семитского происхождения [81, c. 47]. В.А. Сафронов, как можно судить по его работе, выдвинул это мнение, основываясь, главным образом, на тех связях, которые обнаружены между майкопскими памятниками и памятниками древнейших арамейцев Харрана, находившихся под сильным влиянием шумерских и эламских культурных традиций [80, c. 47]. Впрочем, эти связи можно объяснить и иным, не столь радикальным, образом, как это и сделал, к примеру, Я.А. Федоров. Мобилизовав обширный археологический, антропологический и лингвистический материал, Я.А. Федоров пришел к выводу о господстве в восточном Причерноморье в рассматриваемую эпоху абхазо-адыгско-хаттской языковой общности [91, c. 64-65]. Внутри этой общности вполне могли перемещаться какие-то культурные элементы семитского мира, с которыми она соприкасалась на юге и юго-востоке. А хатты – древнейшие «родственники» абхазо-адыгов, не только соприкасались с цивилизациями древнего Ближнего Востока, но и сами в значительной мере повлияли на этнокультурный и хозяйственный облик этих цивилизаций. Один из народов хаттского происхождения – кашки – и явились, по мнению Я.А. Федорова, тем этносом, который принес с собой на Северо-Западный Кавказ элементы ближневосточных цивилизаций. Ученый пишет: «На заре медно-бронзового века связи с Ближним Востоком еще более окрепли. Этому могли способствовать события, в корне изменившие обстановку в Малой Азии в III тыс. до н.э. Речь идет о вторжении в Малую Азию индоевропейцев (лувийцев)» [89, c. 66-67]. Далее говорится о продвижении кашков, оттесненных лувийцами, по Анатолии к Кавказу. События эти происходили в начале III тыс. до н.э., то есть совпадают по времени с появлением майкопской культуры [89, c. 67]. Л. Клейн поддерживает это мнение, основываясь на своих собственных исследованиях. Ученый пишет: «Кашки… никогда не подчинялись Хеттской империи, вечно тревожили ее набегами и наконец, как недавно установлено, сломили ее мощь. Ассирийские источники донесли до нас и другое название кашков – апешла. Позже античные авторы рассказывали об апсилах. Снова совпадение: это другой западнокавказский народ – абхазы. Армяне до сих пор называют их апшилами, самоназвание абхазов – апшуа. Значит, древние “кашки-апешла” ближайшие родственники современных абхазов и адыго-черкесов, а предки их всех – на юге, там, где культура Гавра. Ее бросок на север и появление майкопской культуры – единственная возможность объяснить появление западнокавказских языков на Кавказе: позже археологии не сыскать обширной миграции из очага древневосточных цивилизаций на запад и северо-запад Кавказа, на Кубань. Один из царей этих пришельцев с юга и лежал в Майкопском кургане» [48, c. 68]. В последнее время все большую популярность приобретает мнение, что майкопскую культуру создали переселенцы из зоны бытования т.н. лейлатепинской культуры 4350 – 4000 гг. до н.э., распространенной в западных районах Азербайджана и связанной своим происхождением с Убейдом и Уруком. Некоторые специалисты считают, что эти переселенцы, создавшие майкопскую культуру, являлись носителями гаплогрупп J2 и J1, тогда как основное население в зоне распространения этой культуры являлось носителем гаплогруппы G2 [43, с. 196]. Учитывая, что в наибольшей степени гаплогруппы J1 и J2 на Кавказе распространена среди нахчийцев (чеченцев и ингушей), здесь уместно напомнить, что и по языковым данным нахчийцы занимают как бы срединное положение среди других кавказских автохтонов. Р.М. Мунчаев писал по этому поводу, что «в нахских языках (нахчийских по нашей дефиниции. – Авт.), распространенных на той территории Кавказа, где и наблюдается поразительный симбиоз куро-аракской и майкопской культур, обнаруживаются наиболее тесные связи как с остальными кавказскими языками, так и с хуррито-урартским. Влияние последнего на нахские языки произошло, видимо, в изучаемую эпоху и едва ли в более позднее время» [65, с. 413]. Следует добавить, что определенное влияние на майкопскую культуру, особенно в металлургии, оказали не только переднеазиатские сообщества (посредством миграций и/или культурного обмена), но также создатели куро-аракской культуры. В этой связи Е.Н. Черных, отметив, что огромные курганы майкопской культуры с захоронениями вождей содержат «впечатляющие коллекции металла – меди, золота, серебра», далее указывает, что «весь этот металл связан с южными рудными источниками и производственными центрами (поздний Урук, ранний куро-аракс, синхронные памятники Восточной Анатолии)». И далее следует важный вывод, что «в среде майкопской общности нет ни одного явного свидетельства: а) рудных разработок, б) мастерских по выплавке металла, в) местной отливки бронзовых орудий и оружия в виде литейных форм» [102, с. 71]. Получается, что «майкопцы», несмотря на изящество и богатый ассортимент металлических изделий, получали или завозили эти вещи откуда-то извне, в виде готовой продукции, что увеличивает количество загадок, связанных с этой культурой. Известно, что концу III тыс. до н.э. племена майкопской культуры, продвигаясь с запада на восток, сталкиваются на территории современной Чечни, приблизительно на линии Бамута, с племенами куро-аракской культуры. Происходит частичное смешивание «авангардов» этих двух потоков, что должно было сыграть определенную роль в этнокультурных процессах той эпохи. Говоря о майкопской культуре, невозможно обойти молчанием факт существования на Северо-Западном Кавказе и в Абхазии дольменов. Огромную работу по исследованию кавказских дольменов проделал В.И. Марковин. Подробно изучив сооружения подобного типа, которые буквально опоясывают земной шар, ученый пришел к выводу, что кавказские дольмены генетически связаны с аналогичными памятниками лишь одного региона – Пиренейского полуострова [57, c. 40-41]. Автор предполагает, что какие-то племена на кораблях пересекли Средиземное море с запада на восток и в рассматриваемую эпоху расселились в причерноморских районах Кавказа [57, c. 41-48]. Более полно В.И. Марковин рассмотрел проблемы, связанные с кавказскими дольменами, в специальной монографии. В этой работе автор уделил большое внимание и лингвистической стороне пиренейско-кавказских связей. Он подобрал солидную сводку высказываний видных языковедов, отстаивающих гипотезу родства языка басков с языками северокавказских народов, в особенности с абхазо-адыгскими языками [58, c. 323-325]. Н.А. Николаева и В.А. Сафронов считают, что происхождение дольменов кавказского Причерноморья связано с проникновением в этот район с северо-запада племен, создавших культуру шаровых амфор [68, c. 175-194] и воздвигавших в некоторых местах своего распространения дольмены. В.И. Марковин ответил на эту гипотезу статьей, в которой решительно ее отверг, подкрепив свои прежние соображения новыми аргументами [59, c. 4]. Я.А. Федоров, соглашаясь с мнением об абхазо-адыгском этническом облике племен – создателей дольменной культуры, считает, что навыки строительства дольменов принесли на Кавказ из Малой Азии кашки [88, c. 81]. В.И. Марковин отозвался об этом мнении не без иронии: «Это утверждение странно, так как сами “кашки” дольменов не строили и в Малой Азии они не найдены» [59, c. 5]. Против этого довода нечем возразить, но один пункт в статье В.И. Марковина требует, на наш взгляд, уточнения. Он отмечает, что не имеется «комплексов куро-аракской культуры на Кубани и характерные для нее предметы не найдены в дольменах» [59, c. 5]. Однако археолог В.Л. Ростунов выявил целый комплекс куро-аракских признаков в дольменной керамике и сделал важный вывод о том, что «процесс активного взаимодействия куро-аракской и дольменной культур происходил в конце III тыс. до н.э. …в западных районах Северного Кавказа» [76, c. 89]. Следовательно, мы имеем основания считать, что создатели куро-аракской культуры взаимодействовали не только с майкопскими племенами, но и со строителями дольменов. Определенное влияние на этногенетические процессы, происходившие в ту эпоху на Северном Кавказе, оказали и степные племена так называемой ямной культуры. Интересно отметить, что в зоне стыковки майкопской и куро-аракской культур на территории Чечни (Бамутский могильник) особенно отчетливо прослеживаются комплексы, указывающие, по мнению Р.М. Мунчаева, «не только на связи местной культуры с северными степными племенами, но даже на проникновение отдельных групп этих племен на данную территорию» [65, c. 11]. О тесных взаимосвязях степных племен с населением Северного Кавказа в рассматриваемую эпоху писал в специальной статье Я.А. Федоров [89, c. 75]. Влияние древних кавказцев на степные племена было огромным. Достаточно назвать один факт, который приводит специалист по древним металлам Е.Н. Черных: «…около 86% изделий, изготовленных из медно-мышьяковистых сплавов и обнаруженных в степях Причерноморья должны рассматриваться в качестве кавказского импорта» [100, c. 71]. Целый ряд ученых склонен видеть в племенах ямной культуры III тыс. до н.э. древнейшую индоевропейскую общность, хотя такая концепция и не является общепризнанной в научном мире. 5 Мы уже отмечали, что еще в 1965 году Г.А. Меликишвили на основе историко-археологического и лингвистического анализа пришел к выводу, что гибель куро-аракской культуры Закавказья и идентичной ей кирбет-керакской культуры Сирии и Палестины следует связать с вторжением на эти территории воинственных хурритских племен [63, c. 13-23]. Археологический материал позволил ученому датировать появление хурритов в Сирии началом XXIV в. до н.э. [62, c. 14]. В Закавказье хурриты начали проникать со второй половины III тыс. до н.э., но массовое вторжение их в этот регион началось после XXIII в. до н.э., и вследствие этого куро-аракская культура прекратила свое существование [62 c. 16-23]. Независимо от Г.А. Меликишвили, на основании своих собственных многолетних исследований к аналогичному выводу пришел В.Л. Ростунов, крупнейший специалист по куро-аракской культуре. Гибель этой культуры В.Л. Ростунов также относит к периоду конца XXIII – начала XXII вв. до н.э. и связывает с вторжением в Закавказье хурритского племенного союза Уллив (Уллибан), входившего впоследствии в племенную номенклатуру Наири-Урарту и впервые упоминаемого в аккадских и шумерских надписях XXIII в. до н.э. [78, c. 26-27]. Известно, что на смену куро-аракской культуре, уничтоженной, по-видимому, хурритами, пришла так называемая триалетская культура. Б.А. Куфтин в свое время датировал эту новую культуру серединой II тыс. до н.э. [54, c. 81], однако последующие археологические изыскания позволили значительно удревнить эту культуру и стало ясно, что время ее зарождения непосредственно примыкает к времени завершения куро-аракской культуры [62, c. 20]. Совокупность исторических и археологических данных позволила Г.А. Меликишвили признать ареал распространения триалетской культуры северной периферией мощной хурритской империи Митанни, и создателями триалетской культуры, соответственно, хурритов [62, c. 20-22]. Ныне близкое этноязыковое родство чеченцев-нахчийцев с хуррито-урартами можно считать окончательно установленным. Это родство нашло свое отражение в работах многих ученых. Но прежде всего укажем, что одним из диалектов хурритского являлся, по всей видимости, и этрусский язык, распространенный в древности на Апеннинском полуострове (см. об этом у Вяч. Вс. Иванова [39, с. 208-218], а также у В.Э. Орла и С.А. Старостина [70, с. 105-106]. Что касается в узком смысле родства чеченского с хуррито-урартским, то первым, кто еще в 1913 году указал на него, является грузинский исследователь К.М. Туманов [86, 3-117]. В дальнейшем на тесное этноязыковое родство чеченско-нахчийского и хуррито-урартского языков указывали в своих работах Я. Браун и Г.А. Климов [9, с. 50-51], Ю.Д. Дешериев [23, с. 41-51], А.С. Чикобава [103, с. 8], И.М. Дьяконов [32, с. 17-18; 33, с. 21-24], Р.М. Мунчаев [66, с. 413], О.М. Джапаридзе [28, с. 112], А.Ю. Милитарев [63, с. 10-11], Гернот Вильхельм [20, с. 25] и другие специалисты. Подводя промежуточный итог исследованиям в этой сфере, историк-востоковед А.П. Новосельцев отмечал: «В наши дни окончательно решена этническая принадлежность урартов (алародиев), которые, как это основательно доказано, говорили на языке ныне исчезнувшей языковой группы (ближе всего к ней некоторые центрально-северокавказские языки – чеченский и ингушский» [69, с. 87]. Родство чеченско-нахчийского языка с хуррито-урартскими как доказанный научный факт вошло в целый ряд вузовских учебников [60, с. 7; 71, с. 20; 1, с. 371]. Исходя из общепризнанного родства хуррито-урартского и нахчийского языков, автор данного обзора предложил в своих работах связать начальный этап этногенеза чеченцев-нахчийцев именно с проникновением хурритов на Кавказ на рубеже XXIII и XXII вв. до н.э. В тех же работах была высказана мысль, что хуррито-урартийцы и родственные им нахчийцы в историческом прошлом жили не изолированно друг от друга, а были связаны между собой цепью родственных племен, известных нам из древних и средневековых письменных источников – эры, гергеры, цанары, двалы, кахи, бун-турки и др. [4, с. 45; 5, с. 190]. Названные (и не названные в этом перечне) племена сыграли выдающуюся роль в истории Закавказья и Передней Азии, создавали свои царства и княжества и внесли ощутимый вклад в этногенез армянского, азербайджанского и грузинского народов, и это делает для нас актуальным тщательное исследование истории этих племен. Если хурриты явились по отношению к местным закавказским древним племенам суперстратом («верхним слоем»), то последние, естественно, должны были быть субстратом («нижним слоем») этногенеза чеченцев-нахчийцев. Смешение вторгнувшихся хурритов с куро-аракскими племенами, в которых можно видеть индоевропейцев, привело к появлению новых «синкретических» культур – триалетской, о которой уже упоминалось, и сачхерской [79, c. 9]. Кроме того, археологами в центральной части Южного Кавказа выделяются еще две подобные культуры первой половины III тыс. – кармирбердская и севан-узерликская, также находившиеся под глубоким влиянием цивилизаций Передней Азии [75, с. 90-91]. Если приведенные доводы верны, то в языке чеченцев-нахчийцев должен наличествовать значительный слой древнейшей индоевропейской лексики. Есть ли индоевропейская лексика в чеченском языке? Безусловно, есть. Стоит оговорить, что древние индоевропейские («арийские») племена, обитавшие на Ближнем Востоке, который, возможно, являлся их прародиной, очень тесно соприкасались с хурритами. «Среда, в которой оказались индоевропейцы, была преимущественно хурритской», – отмечает польская исследовательница Ю. Заблоцка [38, c. 230]. Поэтому и чеченский язык, близкородственный хурритскому [83; 10], должен отражать в своем словаре лексику не отдельно взятого индоевропейского языка (диалекта), а языка-основы, праязыка, что и наблюдается при этимологическом исследовании нахчийского языка. В этой связи А.Д. Вагапов отмечает, что «влияние индоевропейской лексики на нахскую («нахчийскую» по нашей дефиниции. – Авт.) было не только наиболее ранним по времени, но и наиболее сильным по воздействию в процессе формирования словарного состава нахского языка» [11, с. 4]. Все сказанное позволяет нам сформулировать вывод, что начальным этапом этногенеза чеченцев является конец III тыс. до н.э., когда хурриты мигрировали на Кавказ, на территорию проживания племен – носителей куро-аракской культуры. В этих племенах, как мы неоднократно отмечали, можно видеть или индоевропейцев, или, по крайней мере, сильно индоевропеизированные этнические сообщества. Вполне обоснованно считать, что чеченцы-нахчии, чей язык проявляет тесные связи не только с хуррито-урартским, но и индоевропейскими языками, представляют собой потомков тех племенных групп, которые образовались от смешения пришлых хурритов с местными индоевропейскими племенами – носителями куро-аракской культуры. Чеченско-индоевропейские языковые параллели исчисляются многими сотнями. Решающий вклад в их выявление и классификацию внес блестящий чеченский лингвист А.Д. Вагапов и в кавказоведческих построениях необходимо учитывать его мнение (высказанное со ссылкой на своего однофамильца, языковеда Я.С. Вагапова), что «индоевропейские и нахские языки состоят в более близких генетических отношениях, чем нахские и дагестанские» [11, с. 6]. Объясняется это тем, что нахчийские и дагестанские языки, включаемые обычно в единую языковую группу внутри северокавказской семьи языков, разделились между собой раньше, чем нахчийские («нахские») отделились от индоевропейских. В этой связи нелишним будет отметить, что целый ряд ученых-языковедов отвергает включение нахских (нахчийских) в единую группу с дагестанскими внутри северокавказской (или, по более ранней классификации, иберийско-кавказской) семьи языков. В частности, ведущий чеченский языковед Ю.Д. Дешериев еще в 1963 году на основании своих исследований пришел к выводу о необходимости выделить нахские (нахчийские) языки в отдельную группу. Ученый писал: «Внимательное ознакомление с данными нахских языков показывает, что последние обладают структурными, материальными и функциональными особенностями, отличающими их как от абхазо-адыгских, так и от дагестанских языков. Эти особенности и обусловливают необходимость выделения нахских языков в особую – третью – ветвь горских иберийско-кавказских языков» [23, с. 117]. Классификация, предложенная Ю.Д. Дешериевым, ныне стала преобладающей в научных работах по кавказскому языкознанию [95, с. 149]. 6 В контексте затронутой проблемы следует упомянуть и о том, что в физическом облике чеченцев-кавкасионцев наличествуют некоторые черты, которые роднят их с северными европейцами (германцами) – эти черты выявил известный российский антрополог А.В. Шевченко [106, c. 199-201]. Добавим к этому и вывод крупнейшего российского ученого-антрополога В.П. Алексеева о том, что кавкасионский антропологический тип, наиболее характерными представителями которого являются именно нахчийцы, зародился на Армянском нагорье [2, c. 317], древнейшими обитателями которого были хурриты [35, c. 27]. Следовательно, чеченцы-нахчии не только по языку, но и по своему физическому облику проявляют тесное генетическое родство как с хуррито-урартийцами, так и с индоевропейцами. В этот же ряд признаков, указывающих на тесную связь чеченцев (нахчийцев) с хуррито-урартским миром, должен быть включен и сам эндоэтноним «нохчий». При этом важно указать, что более древняя, первичная форма этого этнонима в многочисленных письменных источниках зафиксирована в форме «нахче» [5, с. 11-15]. Кроме того, следует помнить, что при отсутствии в семитских, греческом и латинском языках звука «ч», в древневосточных и античных текстах существовала особая транслитерация для обозначения составных топонимов, в которых присутствовало самоназвание чеченцев «нахче». Так, древние города под названием Нахчеван (Нахчаван), обозначались в этих текстах как Naxuana, Naksuanna, Naxsuanna [72, с. 223-224]. (См. также [109, т. 20А (40), «Нахичевань»]. Многие ученые относят топоним Нахчеван к урартийской эпохе и напрямую связывают его с самоназванием чеченцев – нахче. К примеру, известный немецкий ученый-востоковед Йозеф Карст отмечал: «Чеченский – перепрыгнувший северный отпрыск праязыка, который некогда занимал гораздо более южную территорию, а именно в доармянско-алародийской Передней Азии. Следы пребывания Nacht;uoi в стране Арарата (то есть в Урарту. – Авт.) обнаруживаются в топонимике, как Nacht;evan, Nacht;uan (Nachidschevan). Только этим объясняется уклоняющийся от нормальной кавказской звуковой системы сильно алародийско-арменоидный характер чеченского языка» [45, с. 29]. Поясним, что алародиями в исторических источниках, начиная с Геродота, часто называют урартийцев, предшественников армян [73, с. 5]. И именно в этом смысле нужно понимать слова Йозефа Карста об «алародийско-арменоидном характере чеченского языка». Из современных ученых, которые связывают топоним Нахчеван с самоназванием чеченцев, можно назвать З.И. Ямпольского [111, с. 14], а также и других ученых, занимающихся этим вопросом [64, с. 33-34]; [96, с. 75] и т.д. К.П. Патканов [72, с. 223-224] и К.М. Туманов [86, с. 40-41] со ссылкой на английского ученого Даниеля Хэя (Daniel Hy. Haigh) относили Нахчеван (Naxuana, Naksuanna, Naxsuanna) непосредственно к Урарту (Арарад), отмечая, что название этого города в древневосточных текстах тождественно как шумерской «горе Потопа» Низир (Nizir), так и названию страны Гути (Гутиум). Напомним, что Гути (Гутиум) – это «возвышенное», «поэтическое» название все того же Урарту [30, c. 34]. Что касается названия Арарад (Арарат, Урарту) то оно, возможно, является редуплицированным производным от основы Аратта//Арату, что значит «гора» [110, c. 21]; т.е. «много гор», «гористая страна». Отметим, что и название населяющих страну Гутиум//Гути (параллельное название Урарту) кутиев (гутиев) означает «горцы» [30, с. 299, примеч. 4]. Таким образом, выясняется, что самоназвание чеченцев нахче непосредственно связано с Урарту и, более того, само царство Урарту в древнейший период своей истории называлось Нахчеван (в буквальном значении «страна, местность Нахче» [40, с. 157, примеч. 90]). «В списке чужеземных земель (W.A.I., том II, 50) мы имеем mat Gutium (аккадский) = mat Guti (ассирийский), которому предшествуют Amurre, Subarti и Elam; и снова Naksuanna ki и = Gutium ki, которому предшествует Subartum. На другой табличке (II. 48) мы имеем Naxsuanna = kutu. В таблице географических синонимов мы имеем mat Nizir = mat Guti. Таким образом, Gutium, Naksuanna или Naxsuanna были аккадскими названиями этой земли; Guti и Kutu ассирийские; и они упоминаются до или после Subartum» [94, с. 71-72]. «Последним независимым государством хурритов суждено было стать верхнетигрской Шубрии (хурритское самоназвание "Хурри"). Маленькая Шубрия пыталась воплощать единство погибшей хурритской ойкумены, но была уничтожена ассирийцами в 673 г. до н.э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине – второй половине I тысячелетия до н.э. были известны своим соседям под именем "матиенов", т.е. "митаннийцев" как свидетельство памяти об их блестящем прошлом. Реликтовые хурритские государства продолжали существовать и в последующие века (приурмийская Манна с хурритской династией – до аннексии мидянами ок. 590 г. до н.э., княжество Кордуэна на исконной горной прародине хурритов при Верхнем Забе – до армянской ассимиляции уже в раннесредневековые времена), но лишь в качестве вассалов или автономных провинций других держав. Этнос хурритов был ассимилирован ираноязычным населением на протяжении второй половины I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э. Из существующих в наше время народов к хуррито-урартам по языку ближе всего чеченцы и ингуши» [1, с. 371]. Население Шубрии (Сасунских гор) до эпохи средневековья, по крайней мере до X века, сохраняло свой урартийский этнический облик и продолжало носить название «хутцы» [56, с. 27], которое акад. Г. Капанцян напрямую связывал с наименованием урартийцев «кутии». Ученый писал: «Имя района Xouth в Сасуне мы можем сближать с именем народа Kuti (Guti), упоминаемого в ассирийских надписях южнее Наирских племен…» [44, с. 132]. Таким образом, многие исторические источники указывают на то, что самоназвание чеченцев в его архаической форме нахче связано с регионом Передней Азии, а если говорить более детально, то с Урарту, носившим параллельное название Нахчеван, что означает «страна, местность Нахче». И это согласуется с другими данными, приведенными нами в этой работе, которые увязывают происхождение чеченского народа с Передней Азией и Закавказьем, а если говорить точнее, с хуррито-урартским миром. Как отмечает ряд авторов, хурриты являются древнейшими предками нахских (т.е. нахчийских. – Авт.) народов [53, c. 81]. Эти же авторы далее отмечают, что «север Анатолии и Южный Кавказ около 4 тыс. лет до новой эры был заселен хурритами, представлявшими собой древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии, которые жили группами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья вплоть до первого тысячелетия до новой эры. Считается, что хурриты являются предками современных вайнахов (чеченцев, ингушей)» [53, с. 93-94]. Остается к этому добавить, что и сами чеченцы в своих старинных этногенетических преданиях-тептарах напрямую связывают свое происхождение с Передней Азией, откуда «предки племени Нахчу» в древние времена мигрировали на Северный Кавказ через древнюю страну Халиб, расположенную в Причерноморье, на территории исторической Колхиды [82, с. 214]. В заключение можно сказать, что факты из смежных исторических наук, дополняя и подкрепляя друг друга, показывают, как мы могли убедиться, два корня происхождения чеченцев – индоевропейский и хурритский.
1. Александрова Н.В., Ладынин И.А., Немировский А.А., Яковлев В.М. Древний Восток. Учебное пособие для вузов. М., 2008 г. | |
Категория: Зорба | Добавил: isa_balaev (14.11.2023) | |
Просмотров: 229 |
Всего комментариев: 0 | |